Частота оперативной памяти и процессора: должны ли они совпадать?

Как это работает...

Приветствую, дорогие читатели моего блога! Тема сегодняшней публикации – частота процессора и частота оперативной памяти. Вы узнаете, что важнее для производительности компьютера и какое соотношение следует выбирать.

Как это работает

Не буду изобретать велосипед и приведу аналогию, уже давно придуманную известным блоггером (а, чтобы и мой замечательный и полезный блог обрел заслуженную известность, вы можете поделиться этой статьей в социальных сетях). Хорошим тоном считается сравнивать камень и оперативку со сборочным конвейером и складом.

Действительно, процесс похожий: как конвейер собирает детали, так ЦП производит расчеты. Готовая продукция, а часто промежуточный результат, отправляется на склад (в оперативку). В этом случае многоядерный процессор – цех с несколькими сборочными линиями. Частота оперативки – скорость, с которой специально обученный рабочий возит вещи между конвейером и складом вперед‐назад.

Двое таких рабочих – это спаренные модули памяти. Если у них синхронизированы перекуры (тайминги ОЗУ), то эффективность логистики увеличивается (активируется двухканальный режим). Остальные аналогии вы можете придумать сами, почитав подробнее об оперативной памяти и ее основных характеристиках.

Возможны неприятные явления в виде простоя конвейера (процессора), когда рабочие не успевают возить детали на склад (память работает существенно медленнее, чем камень).Возможны – не значит, что это действительно случится.

Во‐первых, и процессор, и оперативка выполняют миллионы операций в секунду, поэтому человек попросту не заметит мгновения простоя.

Во‐вторых, как к каждому конвейеру, администрация завода приставляет соответствующего по квалификации рабочего, так и производители комплектующих синхронизируют параметры разных модулей для их полного соответствия.

Как правильно подобрать комплектующие под материнку

С публикацией о лучшем выборе ЦП для системного блока вы можете ознакомиться здесь. Однако при сборке компьютера в первую очередь следует учитывать параметры материнской платы – базы, к которой крепятся все прочие детали.

Многие в курсе, что заказывать комплектующие в интернет‐магазине дешевле и удобнее. Однако большинство магазинов не указывают в спецификации ЦП поддерживаемые типы памяти. К счастью, их легко можно найти на сайте производителя.

При этом все спецификации по материнке, как правило, указаны. Нас, в первую очередь, интересует поддерживаемая память – тип, и т.д., чипсет (так как на всякий камень «дружит» с каждым чипсетом) и слот ЦП (который, естественно, должен соответствовать). Еще один параметр – максимальный объем ОЗУ, который можно поставить.

Не стоит покупать ОЗУ с тактовой больше чем поддерживает материнка – она попросту или не будет работать, или переключится на меньшую. Естественно, частота шины материнки и оперативки должны совпадать.

Опять же, если частота больше у какой‐либо детали, вся система синхронизируется под меньшую. Зачем переплачивать за неиспользуемые опции? Ориентируясь на максимальную производительность, будьте готовы раскошелиться – дополнительные герцы и байты стоят хороших денег.В плане соотношения частоты ЦП и оперативки у юзеров часто возникает вопрос: должны ли они совпадать, и зависит ли этот параметр ОЗУ от камня? Полностью совпадать не должны, однако частота CPU должна быть выше.

К счастью, производители решают проблему за нас: сложно собрать конфигурацию, у которой частота процессора будет ниже частоты оперативки: детали попросту несовместимы.

Так, вполне нормально работает, например, компьютер с четырехъядерным процессором и тактовой частотой 4 ГГц в связке с 8 Гб оперативки DDR3, частота которой ниже. Зависит ли от этого общая производительность системы? Не особо.

Учитывайте, что все же на производительность, в первую очередь, влияют параметры процессора.

Рекомендации

Я не буду пытаться спровоцировать очередной холивар на тему что лучше – Intel или AMD, однако в плане соотношения цены к производительности могу порекомендовать процессор i5 восьмого поколения, который отлично совместим с оперативкой DDR4.

Как сказано выше, отталкивайтесь от параметров материнской платы. Про лучшие материнские платы за 2018 год для игрового ПК по мнению блога читайте здесь. Какую конкретно выбрать, рассчитывайте исходя из финансовых возможностей.

На этом, дорогие читатели, я прощаюсь с вами, всего лишь до завтра. Не забудьте подписаться на рассылку, чтобы получать уведомления о новых публикациях.

С уважением автор блога Андрей Андреев

Баннер Letyshops
Друзья, поддержите блог! Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Понравилась статья? Дальше интересней… Подписывайтесь!
Нажимая на кнопку "Получать статьи", я даю согласие на рассылку,
обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Оставьте ваш 1-й комментарий на блоге, получите ПОДАРОК

Комментарии:
  • Владимир в 20 ноября 2018 в 19:18 написал:

    Тип памяти процессора ddr4 2666, оперативка DDR4‐2400 (1200 МГц) Запустится ли система в такой конфигурации?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 20 ноября 2018 в 23:49 написал:

      Здравствуйте. Система в такой конфигурации запустится, но она будет работать на общей частоте 2400 Mhz.

      Ответить
      • Владимир в 21 ноября 2018 в 12:05 написал:

        Спасибо, память можно разогнать, она у меня работает на 2666. Главное что бы система запустилась.

        Ответить
        • Андрей Андреев в 21 ноября 2018 в 12:44 написал:

          Пожалуйста. Система точно запуститься. А вот если материнская плата не поддерживает функцию разгона по ОЗУ, частоту оперативной памяти увеличить не получиться.

          Ответить
  • Сергей в 4 января 2019 в 3:11 написал:

    Здравствуйте. У меня стоит процессор core 2 duo e7200 2530Ггц частота 1066 озу стоит 2гб но частота 800Ггц это нечего страшного? Или надо озу ставить больше частоту?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 5 января 2019 в 10:41 написал:

      Здравствуйте. В вашем случае, если поставить память с более высокой частотой, разница будет не заметна. Да, и страшного в этом ничего нет.

      Ответить
  • Рустам в 9 января 2019 в 17:36 написал:

    Здравствуйте! Подскажите, есть ли смысл разгонять память или даже при 3200Mhz нет разницы?
    Процессор 8700К (в тех‐хар поддержка частот памяти 2666 МГц),
    мать GIGABYTE Z370 AORUS ULTRA GAMING 2.0-OP (Поддержка частот оперативной памяти 2666/ 3200(O.C.) и до 4000(O.C.),
    память CORSAIR Vengeance CMR16GX4M2Z3200C16 в биосе поставил частоту 3200

    Ответить
    • Андрей Андреев в 9 января 2019 в 23:30 написал:

      Здравствуйте Рустам. Так как, ваша модель памяти отлично работает на частоте 3200, не вижу смысла ставить ее на меньшую частоту, да и материнка отличная. Вы все сделали верно, так что наслаждайтесь крутым железом.

      Ответить
  • Константин в 12 января 2019 в 2:27 написал:

    Подскажите.
    У меня стоит проц с 1.5 ггц
    АИДА64 меня вводит в заблуждение , мне пишет, что я могу поставить макс.обьем памяти озу 16 гб
    Я чет сомневаюсь и не пойму как будет работать проц с 1.5 ггц при таком обьеме – может кто дать комментарий))

    Ответить
    • Андрей Андреев в 12 января 2019 в 13:21 написал:

      Константин Здравствуйте. Частота вашего процессора никак не связана с тем, какое количество(или объем) ОЗУ можно использовать. CPU работает с любым объемом, сколько ему нужно столько он и будет использовать. Можете посмотреть в технических характеристиках сколько оперативки поддерживает ваша материнская плата(для того что бы AIDA не вводила вас в заблуждение).

      Ответить
  • Слава в 25 января 2019 в 9:38 написал:

    Подскажите, допустим озу с частотой 1600МГц, а материнка конкретно Asus P6T SE, поддержка до 2000МГц, получится ли разогнать более 2ГГц, и чтобы она работала если скажем озу того позволяет?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 27 января 2019 в 23:58 написал:

      Здравствуйте Вячеслав. Разогнать получиться при условии, что память поддержит частоту 2000Mhz, а гнал бы я ее именно до 2000. Если же у вашей ОЗУ нет соответствующего параметра, то лучше не стоит этого делать. Производитель заявляет что максимальная частота памяти по матери 2ГГц, поэтому частоту свыше я бы не стал повышать, это вероятно и даже скорее всего приведет к неисправности в будущем.

      Ответить
  • Александр в 20 апреля 2019 в 8:34 написал:

    Здравствуйте! Вот и первый мой коммент)
    Я не совсем понял идею. Вы написали “Естественно, частота шины материнки и оперативки должны совпадать.”
    Есть материнка (например MSI B75MA‐E33). В её характеристиках указано: FSB – 100 МГц, а оператива DDR3 DIMM 1066 – 2400 МГц. Так если частота шины 100 МГц, то как сможет работать оператива на 2400 МГц , или даже на 1066.… не понимаю))?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 20 апреля 2019 в 11:59 написал:

      Приветствую Александр. Работать память на 1066 МГц будет по умолчанию, так как это ее опорная частота(базовая), а более высокая 2400 МГц будет работать только при условии что процессор(CPU) будет иметь возможность разгона. В современных системах такого уже давно нет. И спасибо что поучаствовали в акции.

      Ответить
  • vadim в 24 апреля 2019 в 13:46 написал:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, мать asus x99‐e ws/usb3.1, проц. intel core 9650x, проц. поддерживает max.частоту оперативной памяти 2400 МГц, а мать до 3200 МГц, можно ли купить оперативку с частотой 3200 МГц и разогнать её с помощью xmp, или оперативка так и будет работать на частоте 2400 МГц?
    Спасибо.

    Ответить
    • Андрей Андреев в 24 апреля 2019 в 21:31 написал:

      Приветствую Vadim. Не можно, а в вашем случае, нужно брать ОЗУ на 3200 Mhz и воспользоваться XMP. И все у вас будет работать как надо.)

      Ответить
  • Андрей в 12 мая 2019 в 15:33 написал:

    Доброго времени Андрей. Правильно понимаю одно общее правило в таких случаях. Что память не желательно брать с частотой ниже чем позволяет установить материнка а не привязываться конкретно к частоте процессора? То есть если у процессора, частота с которой он рассчитан на работу с памятью будет ниже чем частота самой памяти и она подходить для конкретной материнки, то это более правильно, чем в данном случае брать память именно под этот процессор? Ссылаясь на вашу аналогию, пусть лучше коридор на склад будет шире чем плечи рабочего несущего детали?)

    Ответить
    • Андрей Андреев в 13 мая 2019 в 11:52 написал:

      Все верно. Шире коридор – больше манёвренность. Если материнская плата позволяет памяти работать на высоких тактах(что приводит к повышению производительности), тогда и нет смысла подгонять частоту под процессорный контроллер памяти.

      Ответить
  • Николай в 22 мая 2019 в 14:04 написал:

    Пожалуйста подскажите какую память лучше подкинуть,камень and ryzen 7 2700 max тч 3,2ггц,и мать asus rog crosshair 7hero,на камень рекомендуемая тип памяти ддр4–2933,будет ли все норм если взять озу частотой 3000 и выше.¿

    Ответить
    • Андрей Андреев в 22 мая 2019 в 20:49 написал:

      Приветствую Николай. Можете смело брать ОЗУ на 3000MHZ и более. Главное посмотрите максимально возможную поддержку частоты памяти у материнской платы.

      Ответить
  • Василий в 8 июня 2019 в 17:24 написал:

    Основной вопрос, который вводит в заблуждение.

    Материнские своим сокетом часто рассчитаны на Intel и AMD, у одного макс.частота меньше, у другого выше. Собственно откуда я строю утверждение, что поддерживаемые частоты материнки нужны чтобы сочетать этих производителей. Однако, Вы указываете, что можно брать и большие частоты ОЗУ, если их поддерживает мать и она будет на них работать.
    То есть пусть проц I7‐7820X c макс. частотой 2666, а мать Asus prime X299‐deluxe с вилкой 2133–4133, тогда поясните причину работоспособности ОЗУ на частоте пусть 3600 при таком проце? В документации также пишут для двухканального режима контроль памяти отдельными процессорами. То есть частота работа между ОЗУ и этим контроллером может быть до 4133, а уже между ЦПУ и этим контроллером 2600?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 10 июня 2019 в 23:39 написал:

      Здравствуйте Василий. Если я правильно понял немного витиеватый ваш вопрос, то: Все упирается в возможности чипсета, если он позволяет работать ОЗУ на высоких тактах, он работает, при этом частота контролера памяти CPU не изменяется. ЦП пашет со своим контролером в 2666, а материнская(чипсет) пашет и загонять информацию в ОЗУ на своих 4133. Они не обязательно должны совпадать.

      Ответить
  • Александр в 10 июня 2019 в 10:30 написал:

    Такой вопрос:
    Есть проц с поддержкой 1333мгц;
    Есть мать с поддержкой до 1833 мгц;
    Есть озу с 1333 мгц;
    Есть возможность разгона.

    Имеет ли смысл гнать ОЗУ до 1600 если на проце максимум 1333, это прирост какой то даст??

    Ответить
    • Андрей Андреев в 10 июня 2019 в 23:44 написал:

      Приветствую Александр. Смысл есть и прирост будет, как раз потому что с повышением частоты увеличивается производительность.

      Ответить
  • Айрат в 17 июня 2019 в 18:38 написал:

    Здравствуйте,такой вопрос,хочу собрать пк,беру материнку,поддерживающую память 2133–3200МГц,процессор,поддерживающий память 1600–2933МГц. А саму память хочу брать на 3000МГц,то есть под требования материнки она подходит,а под требования процессора – нет(ну почти), я так понимаю система запустится,но стабильно и нормально ли будет работать ПК?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 17 июня 2019 в 19:35 написал:

      Айрат приветствую. Все будет работать четко и стабильно. В подарке за комментарий, как раз есть подобная сборка(Сборка 40), где все проверенно на 100%.

      Ответить
      • Айрат в 17 июня 2019 в 19:47 написал:

        Спасибо большое)

        Ответить
        • Андрей Андреев в 17 июня 2019 в 20:36 написал:

          Пожалуйста, рад был помочь.)

          Ответить
  • Aaa в 22 июня 2019 в 2:28 написал:

    Добрый вечер, Андрей!
    Мамка на чипе z390, поддерживает оперативку до 4266 мГц, камень i9‐9900kf, соответственно в стоке 2666.
    Но гнать процессор нельзя! Соответственно вопрос такой – если я установлю 4000мГц оперативку она сама не разгонит процессор, он не станет потреблять больше заявленных 95 Ватт и соответственно больше греться? Или большая частота оперативки никак не отразиться на процессоре? Повторюсь, разгон камня не допустим ни в каком виде…

    Ответить
    • Андрей Андреев в 22 июня 2019 в 12:09 написал:

      Приветствую Ааа. Оперативная память никак не повлияет на разгон процессора, можете не переживать. Поставьте нужную вам частоту ОЗУ с помощью технологии XMP и все будет “ОК”))).

      Ответить
  • Aaa в 22 июня 2019 в 14:27 написал:

    Благодарю!

    Ответить
    • Андрей Андреев в 22 июня 2019 в 14:34 написал:

      Пожалуйста) Буду рад видеть вас у меня на блоге ЕЩЁ)

      Ответить
  • Александр в 24 июня 2019 в 20:54 написал:

    Здравствуйте, ни как ни могу определиться, хочу взять i5 8600 с чистотой 3100 mhz максимальная частота оперативной памяти 2666 а материнка поддерживает до 4000 значет я могу оперативку взять 2666 только.

    Ответить
    • Андрей Андреев в 25 июня 2019 в 12:21 написал:

      Здравствуйте Александр. Можете спокойно брать и ставить к данному процессору оперативную память с частотой 2666 МГц. А если же, у вас есть возможность приобрести Озу с частотой от 2666 до 4000 поставьте лучшее ее(Производительность будет выше).

      Ответить
  • Иван в 1 июля 2019 в 18:41 написал:

    Приветствую, есть ли смысл под i7 9700k с частотой 3.6 и максималкой 2666 для оперативки, покупать ОЗУ 3200?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 2 июля 2019 в 0:01 написал:

      Иван приветствую. Если рассматривать дешевые или недорогие материнские платы, то тогда нет смысла. Если же взять к примеру ASRock Z370 PRO4, то однозначно смысл есть.

      Ответить
  • Rafe в 17 июля 2019 в 1:53 написал:

    Здравствуйте, хотел бы поинтересоваться, есть ли смысл ставить ОЗУ с частотой 3000–3200+ если в характеристиках мат. платы(ASRock z370 pro4) написано о максимальной частоте в 2666 без оверклокинга и выше с оверклокингом (Процессоры Intel 8‐го поколения поддерживают память DDR4 2666 МГц) “то нужно разгонять 2666 или как? проц i3 8350K

    Ответить
    • Андрей Андреев в 17 июля 2019 в 16:57 написал:

      Здравствуйте Rafe. Если вы предполагаете иметь более высокую производительность, то с такой материнской платой я бы порекомендовал воспользовался технологией XMP и приобрел бы память с более высокой частотой. А если, оверклокинг не вариант, то тогда смысла попросту нет покупать на 3200Mhz.

      Ответить
      • Rafe в 17 июля 2019 в 21:39 написал:

        Только что немножко почитал о этом ХМР. Получается, я могу купить память с большими частотами и она будет без каких либо проблем работать на этих частотах, если я активирую профиль ХМР в БИОС, а если нет, то частота снизится до поддерживаемых 2666? Прочие компоненты разгонятся не будут и необходимости в этом нет? Пока что проц разгонять не планирую, это на будущее оставлю, когда будет не хватать штатных.
        Большое спасибо за ответы.

        Ответить
        • Андрей Андреев в 17 июля 2019 в 21:52 написал:

          Все верно. Если не использовать XMP, то частота останется 2666 и при этом другие компоненты разгоняться не будут. За ответы, всегда пожалуйста.)

          Ответить
          • Rafe в 18 июля 2019 в 0:24 написал:

            Понял, еще раз спасибо. Если можно, еще пара вопросов. Знакомый с которым я консультировался поначалу о сборке ПК, предложил мне поставить в слот М.2 небольшой ссд на 16гб, например. И сделать на нем файл подкачки, если не ошибаюсь. Стоит ли это делать? И еще, какую видеокарту лучше выбрать под мой проц, что бы он её нормально раскрывал? В планах пока 1060, но я не могу понять какую из всего списка выбрать, какой производитель – asus, gigabyte, msi и т. д. 2 куллера или искать 3. Есть ли смысл в этих всех Gaming, Gaming X, Armor, ROG Strix, Aorus и прочих?

          • Андрей Андреев в 18 июля 2019 в 14:21 написал:

            Позвольте тогда не ходить во круг да около, а порекомендовать конкретные вещи, правда пришлось помониторить немножко мазинчики. По поводу ssd для кэширования(идея на мой взгляд, не очень) – лучше взять не обычный SSD накопитель, а с поддержкой NVe, скорость просто нечто – Kingston SA1000M8 на 240G. По видеокартам тут, 2 варианта: первый вариант с памятью на GDDR5 – MSI GTX 1660 ARMOR, а второй на GDDR6(последний и более производительный тип памяти) – MSI GTX 1660TI ARMOR. Если есть финансовые возможности то берите второй вариант. Для вашей сборки эти компоненты будут прям – “самый сок”.

  • Анатолий в 3 августа 2019 в 10:59 написал:

    Добрый день, подскажите у меня проц i7‐8700k память 2xDDR4‐2666мГц, если поставить оперативную память на 32Гб с частотой 3200мГц (комплект 2 планки по 16Гб), всё будет корректно работать?

    Ответить
    • Андрей Андреев в 3 августа 2019 в 12:52 написал:

      Анатолий, добрый день. Работать корректно она будет в любом случае(что с 2666, что с 3200). А вот какая максимально поддерживаемая частота памяти, будет зависеть от характеристик материнской платы.

      Ответить
  • Алекс в 7 сентября 2019 в 20:55 написал:

    Здравствуйте, подскажите собираю компьютер, будет вот такое железо Процессор AMD Ryzen 7 3800X Максимальная частота оперативной памяти
    3200 МГц у данного проца. Возможно ли поставить оперативную память с частотой 3600 МГц? Материнская плата GIGABYTE X470 AORUS Gaming 7 WIFI поддерживает такую частоту памяти.

    Ответить
    • Андрей Андреев в 8 сентября 2019 в 0:55 написал:

      Приветствую, Алекс. В вашем случае, как раз и нужно ставить на 3600, чтобы получить максимальную производительность от памяти. Если конкретнее я бы поставил вот эту модель OZU. И кстати, хорошая и мощная сборочка получиться.)

      Ответить
      • Алекс в 8 сентября 2019 в 2:28 написал:

        Спасибо за ответ. Присмотрюсь к этой ozu.

        Ответить
      • Алекс в 9 сентября 2019 в 0:51 написал:

        Приветствую, еще раз. Вашей памяти у нас нет в продаже, а есть вот такая Оперативная память G.Skill TRIDENT Z RGB [F4‐3600C19Q‐32GTZRB] 32 ГБ. Поддержит? И сборка мощная будет? С уважением.

        Ответить
        • Андрей Андреев в 9 сентября 2019 в 13:17 написал:

          Приветствую. Да, тоже отличный вариант. Все поддерживается. О мощностях можете не беспокоиться. Хорошего вам настроения!)

          Ответить
  • Сергей в 12 сентября 2019 в 13:51 написал:

    Приветствую, у меня возник такой вопрос, собираю ПК на i5 9600k у него максимальная частота оперативной памяти 2666 МГц т.е. покупать память 3000 или 3200 смысла нет? Хотя моя материнская плата поддерживает до 4000 МГц.

    Ответить
    • Андрей Андреев в 13 сентября 2019 в 0:26 написал:

      Сергей, здравствуйте. Смысл от высокой частоты памяти всегда есть. А так как, ваша материнская плата поддерживает до 4000, то не воспользовавшись этим, было бы не правильно. Если нужна рекомендация по конкретной модели, напишите модель вашей материнки.

      Ответить
Оставить комментарий:
Правила комментирования
Нажимая на кнопку "Оставить комментарий", я даю согласие на рассылку,
обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Вверх