Приветствую! Выбрать монитор для компьютера и так нелегко, а если собирается игровой ПК, задача усложняется в разы. Слишком много деталей нужно учесть, а ещё и попытаться разобраться в том, в чём иногда не могут сами производители. Например, не все акцентируют внимание на разнице между GTG и MPRT. О MPRT я говорил отдельно, а теперь стоит рассказать об очень похожем параметре, который расшифровывается как «Gray To Gray». Поэтому GTG что значит, и почему 4 мс могут быть лучше, чем 1 мс, мы и рассмотрим далее.
Что это такое GTG в мониторе
Начнём с основного и узнаем, что это за параметр в характеристиках монитора. GTG — это аббревиатура от Grey to Grey, что значит в английском переводе «От серого к серому». Этот параметр измеряется в миллисекундах и показывает, как долго пиксель переходит от одного цвета к другому.
Нередко в характеристиках «мс GTG» означает параметр, отвечающий за скорость отклика экрана. И это вводит покупателей в заблуждение. Пусть время отклика GTG действительно влияет на общий отклик, но это не единственный параметр, отвечающий за него. Например, его лучше не рассматривать в отрыве от другого, MPRT, о котором я рассказывал отдельно.
GTG, как и другие подобные ему параметры, влияет на качество картинки, так как чем ниже значение, тем лучше выглядят движущиеся объекты в играх. Плохой отклик может вызвать не только задержки картинки на экране, но и неприятную мыльность изображения, а также шлейфы, возникающие при быстром движении объектов. Чем быстрее пиксели меняют цвета, тем меньше этот эффект.
Важно отметить, что GTG может повлиять на качество воспроизведения цветов. Быстрый отклик иногда приводит к неравномерному освещению пикселей, из-за чего цветовые переходы, особенно тёмные, выглядят хуже, чем могли бы. И при этом чуть более медленный отклик, не максимальный, уже позволяет матрице лучше демонстрировать свои лучшие качества, а цветовым переходам выглядеть реалистичнее и насыщеннее. Так что во всём важна мера.
Откуда появилась
Отслеживать уровень GTG и другие подобные параметры стало необходимо, когда начало развиваться отдельное направление игровых компьютеров. Гейминг стал требовательнее не только к видеокартам, процессорам, да и вообще всей начинке ПК, вплоть до корпуса, но и к сопутствующему оборудованию. И прежде всего, конечно, к мониторам. Ведь, чтобы вытянуть все достижения художников, дизайнеров, аниматоров, требования могут быть даже выше, чем к тем же телевизорам.
Поэтому производители стали внимательнее не только к цветопередаче, но и к тому, чтобы экшен сцены с активным движением смотрелись достойно. И пришлось вновь отслеживать поведение отдельных пикселей, например, скорость смены цветов, как в случае с GtG или время задержки пикселя в одном цвете, как MPRT. Эти и другие параметры вместе и составляют «время отклика», за сокращение которого так борются производители мониторов и телевизоров.
GTG в характеристиках обычно отмечается как время перехода «от цвета к цвету» или «от чёрного к белому», хотя за них отвечают отдельные параметры. Но, в любом случае, здесь чем меньше это время, тем лучше.
Какие значения существуют и какие лучше
В мониторе в характеристиках вы можете увидеть 1 GTG мс, что как бы намекает, что переход между двумя цветами пикселей происходит с максимально высокой скоростью. Конечно, такое заявление выглядит многообещающим, но оно может оказаться далеко от правды.
Для начала стоит сказать, что свою роль здесь сыграет матрица, потому что у тех же TN параметр GTG может находиться на уровне от 1 ms gtg до 5 мс, в то время как у IPS он обычно составляет от 4 gtg до 8 мс. А ещё не стоит забывать, что светлые области и тёмные переключаются с разной скоростью, поэтому сразу учитывайте, что значение здесь будет средним.
Многие другие параметры тоже могут изменить ситуацию как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, производитель, условия использования монитора, его настройки, яркость и контрастность, скорость передачи сигнала и т. д.
При этом, если параметр GTG будет иметь значение 2 мс и больше, вы можете не заметить проблем с чёткостью изображения, потому что такое обычно видно только в сравнении. Так, ваш игровой опыт не будет испорчен, даже если будет GTG 6 мс, и за небольшое, едва заметное размытие, глаз может даже не зацепиться.
Считается, что если вы не профессиональный геймер, стример или киберспортсмен, то GTG 5 мс вас должен устроить, поэтому не отметайте такие варианты сразу в погоне за самым лучшим. Человеческий глаз не так внимателен, тем более, вы будете смотреть на картинку целиком, и во время экшен-сцены небольшие недочёты будет тяжело заметить.
Как можно проверить
Проверить отклик экрана можно с помощью тестов, но нельзя сказать, что они все способны углубляться в такие подробности, как GTG, MPRT и другие. Не могу подсказать конкретные программы, лучше выберите наиболее популярный и актуальный вариант на тот момент прочтения, чтобы результаты получились максимально близки к реальности. Здесь нет хорошей классики, которую бы знали все.
Обязательно посмотрите отзывы на выбранный вами монитор, а ещё лучше — его сравнение с другими моделями во время игровых тестов. Сможете оценить все преимущества, отметить недостатки, подумать, сильно ли они вас раздражают и что можно сделать, чтобы их избежать. Ведь иногда нет необходимости искать безупречную модель, достаточно правильно её настроить, чтобы свести все недостатки к минимуму.
А никаких дополнительных инструментов включать не потребуется, по примеру с MPRT и функцией MBR, которая помогает довести этот параметр до минимума. Здесь на значение вы никак не можете повлиять, только попробовать сделать менее заметным его негативное влияние, если оно вообще будет видимым.
Надеюсь, теперь вы разобрались, что такое GTG, как это расшифровывается и зачем этот параметр вообще учитывать при выборе монитора. Всё вроде бы просто, но когда переходишь к практике и начинаешь выбирать монитор, понимаешь, что даже знание параметров не помогает сделать выбор проще. Готовьтесь, что вам придётся буквально рассчитывать наиболее выгодную комбинацию настроек, чтобы получить лучший результат.
Впрочем, не бойтесь, ничего сложного в этом нет, просто если вы собираете игровой ПК, будет ещё одна небольшая, но даже интересная заморочка. И я не сомневаюсь, что вы с ней справитесь.
А этот и другие материалы в моём блоге на эту тему вам обязательно помогут. Так что подписывайтесь на мои страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы о мониторах и особенностях их выбора. Удачи и до встречи!
С уважением, автор блога Андрей Андреев.