Приветствую! Недавно у меня вышел материал об HDR, где я вкратце рассказываю, кому эта технология может оказаться полезна, а также какие у неё есть недостатки и преимущества. И там я упоминал о множестве типов форматов HDR, что можно записать как в плюс, так и в минус. Ведь кого-то возможность тонкой настройки может порадовать, а кого-то — разочаровать. Сегодня как раз предлагаю рассмотреть самые популярные форматы, найти их отличия и определить, какой HDR лучше для монитора.
Основные стандарты HDR
Если говорить об основных стандартах HDR, обычно упоминается 4 вида — HDR10 и HDR10+, HLG и Dolby Vision. Большинство брендов ориентируются именно на них, так что в первую очередь мы узнаем, чем HDR отличается у них, чтобы определить, какой лучше для монитора игрового ПК.
HDR10
Использовать стандарт HDR10 начали уже более 10 лет назад, он остаётся популярным и сегодня. Всё благодаря тому, что с ним проще работать и нет необходимости специального лицензирования.
Видеоконтент, разработанный под HDR10, должен соответствовать рекомендациям UHDTV Rec. ITU-R BT. 2020. И так как этот стандарт базируется на функции передачи PQ EOTF, с SDR мониторами у него совместимости нет. Название получил по 10 битам, используемым на кодирование цвета. Так получаются более разнообразные оттенки в сравнении с SDR, где на цвет тратится 8 бит.
Для HDR10 предполагается только один слой видеоконтента, стандарт использует статические метаданные — Mastering Display Colour Volume и Content Light Level Information. Первый тип — это параметры дисплея, отвечающие за отображение цветов и широту их спектра, второй тип передаёт данные о максимальной яркости дисплея и максимальной средней яркости кадра.
Из-за ориентирования на статическое изображение, здесь важно, чтобы сами создатели контента позаботились о правильном использовании HDR, так как яркость экрана будет всегда одинаковой. Это может искажать изображение в очень освещённых или тёмных сценах.
Многие стриминговые сервисы, вроде Netflix, Amazon, YouTube и другие по умолчанию используют HDR10 для HDR-контента, но могут работать с любым типом.
Также есть HDR10+, который вышел немного позже. Он использует те же рекомендации к видеоконтенту и также не может работать с SDR дисплеями.
Однако, есть заметная разница, так как эта версия стандарта HDR пользуется динамическими метаданными. Это позволяет точнее обрабатывать дизайн сцен, задавая свои уровни освещения для каждой из них. Поэтому вам понравится и разнообразие оттенков, и достаточная яркость светлых и тёмных сцен. А ещё у вас будет возможность всё это настроить под себя, что добавляет преимуществ этому типу HDR.
HDR10+, кстати, имеет обратную совместимость с HDR10. Если дисплей не поддерживает HDR10+, но поддерживает HDR10, и контент адаптирован под него, то дисплей легко использует более простой стандарт.
Этим форматом в основном пользуются только компании, принявшие участие в разработке — Samsung и Panasonic.
Dolby Vision
Наиболее сложный, но при этом наиболее качественный стандарт HDR был создан компанией Dolby, и вы можете знать его по названию Dolby Vision.
Здесь уже в одном видеофайле могут использоваться два слоя, один базовый Base layer (BL) и один улучшенный Enhancement layer (EL). Правда, на практике это сделать не так просто, так как два слоя значительно усложняют подготовку, а потом и воспроизведение контента, а также делают конечный видеофайл очень тяжёлым.
Поэтому у стандарта Dolby Vision есть 5 подпрофилей: 4 и 5, 7 и 8 (в двух типах 8.1 и 8.4), а также 9. Они отличаются в мелких деталях, каждый чуть лучше предыдущего. Ни один из них не подойдёт под SDR, потому что все используют технологию PQ EOTF — 5, 8, 9 профили для базового слоя, а 4 и 7 для улучшенного.
Все профили используют динамические метаданные, как у HDR10+. Поэтому за качество изображения точно можно не волноваться, все цвета и подсветки будут переданы так, как задуманы дизайнерами и художниками. Отличие от HDR10+ — в закрытом исходном коде и эксклюзивных технологиях, которые, по заверениям производителя, качественнее используют динамические метаданные.
Многие киностудии сегодня снимают фильмы и сериалы с расчётом на Dolby Vision.
HLG
Стандарт, разработанный LG с поддержкой британской BBC, и получивший название HLG, вышел в 2015 году.
Его обычно сравнивают с HDR10, так как они и вышли примерно в одно время с небольшой разницей, и ориентированы на один слой видеоконтента. Однако, HLG сможет работать с видеоконтентом, отвечающим требованиям другой спецификации, BT 2020. И метаданными он не пользуется, здесь работа строится на гибридной логарифмической функции HLG EOTF.
Её главная особенность — она частично повторяет кривую и SDR, и HDR. Это позволяет воспроизводить адаптированный под стандарт HLG контент как экранах, поддерживающих и на HDR10, HDR10+, Dolby Vision, и на SDR дисплеях, подходящими под BT. 2020.
Такой подход к реализации технологии HDR тоже накладывает на неё некоторые ограничения, поэтому высокой степени реалистичности, как и в случае с HDR10+, добиться не получится. Небольшие искажения в цветах будут, особенно на ярких сценах и там, где окажется много зеркальных поверхностей и отражений.
Другие стандарты
Если будете искать информацию о других стандартах, то наткнётесь либо на их малую популярность, либо на тот факт, что некоторые «другие форматы» — это новые названия уже знакомых.
Например, LG HDR Pro — это название линейки телевизоров LG, поддерживающих HDR10. Хотя это наименование можно встретить в списках будто бы дополнительных форматов. Кстати, сейчас оно изменено на HLG и да, это тот самый формат, о котором я рассказывал выше.
HDR4000 — это название поколения телевизоров Samsung, использующих технологию HDR. Там были и 1000, и 2000, и 3000. QHDR — это тоже обычный HDR10, но под экраны QLED у того же Samsung. А есть ещё и Q HDR Elite, Q HDR EliteMax.
У Technicolor есть Advanced HDR, так что если захотите узнать, что лучше, HDR или Advanced HDR, знайте, что разница невелика
А вот у китайского бренда TCL есть TCL HDR Pro Gamma. И я могу продолжать так весь день, буквально у каждого бренда есть своё название для этой технологии, которое ещё и может меняться от линейки к линейке.
Но есть и действительно другие стандарты, не особо известные, например, RQ10. Говорят, это тот же HDR10, но не использующий метаданные. Я телевизоры и мониторы с его поддержкой лично не встречал.
В целом, большинство ориентируются именно на HDR10 и HDR10+, этот момент стоит уточнять на официальном сайте производителя при выборе телевизора или монитора.
Различия между стандартами
Нетрудно заметить, что основные различия между всеми стандартами — в реализации самой технологии HDR и производителях. Предлагать свои решения по обработке контента и обновлению экранов решили разные бренды, и мы видели примеры и от Samsung, и от Dolby, и даже от LG и BBC.
А вот если говорить о технической части, здесь различия в основном состоят в использовании или неиспользовании метаданных (статических или динамических), стандартах, количестве слоёв для обработки изображения.
Заключение
Как видите, несмотря на то, что технология HDR считается новым шагом навстречу фотографической точности изображения для телевизора или монитора, трудности с ней есть.
В материале, где мы рассматривали технологию в целом, я уже говорил, что есть немало «но», которые могут отдалить вас от заявленного производителем качества картинки. И там я уже упоминал, что даже сама реализация технологии HDR не одинакова. В этом вы могли убедиться и здесь.
Что касается вопроса, что лучше для монитора телевизора, здесь вполне можно дать однозначный ответ — Dolby Vision, потому что он предоставит наилучшую картинку. Но у него есть недостатки, поэтому другие варианты тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Понимаю, что эти материалы об HDR не дали простого пути для выбора телевизора или монитора игрового компьютера, но уверен, мои небольшие разъяснения помогут вам хоть немного облегчить поиск. Пока здесь точно не будет какого-то одного лучшего варианта, все имеют достоинства, недостатки и «изюминки».
Но я буду продолжать вносить ясность, и если эта тема для вас актуальна, подписывайтесь на мои соцсети, чтобы не пропустить новых статьёй. До встречи!