Всем привет, уважаемые читатели! Все уже давно привыкли к тому, что почти все мониторы имеют фиксированную частоту развертки (на что влияет герцовка, читайте здесь) – как минимум 60 Гц. Такая особенность перекочевала еще с ЭЛТ-телевизоров, у которых частота обновления была как минимум 24 Гц.
Это удобно, например, при просмотре фильма, сделанного профессиональной командой, где каждый кадр выверен и занимает свое место. В играх же ФПС не является постоянной величиной: он «плавает» в зависимости от текущей ситуации.
Например, замечено, что в любой ММОРПГ, как бы идеально она не была оптимизирована, наблюдается снижение ФПС при большом скоплении игроков в одном месте. Почему так происходит?
Потому, что это – не базовые модели: большинство игроков старается подчеркнуть собственную индивидуальность, используя разные элементы одежды и доспехов, их покраску, прическу, бороду персонажа и так далее. Все это приходится просчитывать видеокарте, получая сигнал с сервера.
Если частота развертки не совпадает с частотой рендеринга графики видеокартой, появляются разрывы изображения и различные артефакты.
Сегодня мы поговорим о технологии freesync на мониторе — что это такое и в чем преимущество ее использования и работает ли она с видеокартой от nvidia.
Немного о вертикальной синхронизации
При несовпадении герцовки монитора с ФПС, выдаваемым видеокартой, обычно изображение выводится на экран, даже если показ предыдущего кадра еще не закончен. По сути, каждый из кадров на мониторе состоит из двух кадров, отрендеренных видеокартой.Самый простой способ решения такой проблемы – включение вертикальной синхронизации. Это гарантирует вывод кадра на экран только тогда, когда он полностью готов.
То есть, если монитор имеет частоту покадровой развертки 60 Гц, а видеокарта выдает 60 ФПС, пользователь получает изображение без единого разрыва и артефакта, при этом видеокарта не будет загружена на 100%.
Однако может появиться другая проблема – задержка вывода картинки, когда видеокарта подготавливает кадры быстрее, чем обновляется покадровая развертка монитора. Управление становится «вязким», что затрудняет игровой процесс в динамичных играх: прицел двигается не плавно, а с рывками, персонаж перемещается так же.
Еще хуже дела обстоят, если видеокарта не выдает необходимые 60 ФПС и ограничивается, например, 50. В итоге картинка становится еще более «дерганной», часто в такой степени, что играть становится невозможно.
Поэтому большинство геймеров со временем приходят к выводу, что вертикальная синхронизация – зло, и отключают функцию вообще.
Amd freesync и nvidia G-Synk
Компания АМД первой додумалась синхронизировать покадровую развертку и ФПС видеокарты в принудительном порядке. В чем ее суть: если, например, видеокарта отрендерила кадр за 5 мс, то монитор на эти же 5 мс и выводит изображения, не ожидая генерации следующего.
Если время, необходимое для рендеринга, увеличивается, соответственно, увеличивается и время демонстрации кадра.
Что это дает пользователю? Монитор выдает полностью готовые кадры, и вы видите изображение на экране без артефактов, разрывов и прочих неприятных побочных эффектов. Во-вторых, пропадает «вязкость» управления, о которой говорилось выше – становится возможным нормальное позиционирование прицела.А это уже дает пускай небольшое, но преимущество в киберспорте. Поэтому если вы проигрываете в схватке, то исключительно по причине кривизны верхних конечностей, а не из-за лагов и прочих отвлекающих факторов.
Закономерный вопрос: нужен ли процессор amd для freesync? Нет, не нужен, как и видеокарта именно этого бренда – с технологией прекрасно «дружат» и графические ускорители Нвидиа. Однако следует отметить, что функция контролируется самой видеокартой.
А для подключения используется Display Port. Недостаток такого решения в том, что технологию невозможно реализовать на графическом ускорителе без аппаратной поддержки freesync – то есть все видеокарты старше R7 R9 и RX, выпущенные еще, каких-то лет 7 назад.
«За бортом» остаются чипы серии HD 7000, которые, вообще-то, почти ничем не отличаются от 200-й линейки и продолжают использоваться. А мобильные версии видеокарт эту технологию не поддерживают вообще.
Производители geforce пошли немного другим путем – коррекцию частоты покадровой развертки выполняет специальный чип, который установлен в мониторе. Технология работает с nvidia начиная с серии GTX 650 Ti.
Однако такой монитор стоит дороже – именно из-за наличия дополнительного чипа. Стоит отметить, что технология, все-таки, проигрывает предыдущей – иногда наблюдаются задержка кадров и мерцание экрана.
Частично проблема устранена в дисплеях с поддержкой freesync 2, однако все равно технологию еще нужно «дорабатывать напильником».
И еще один момент, о котором стоит упомянуть. Наличие или отсутствие любой из этих технологий не влияет на производительность в играх – за это отвечает, в первую очередь, видеокарта, и некоторые другие компоненты компа.
Freesync же позволяет добиться более плавной картинки.
Еще советую почитать про угол обзора монитора и его время отклика. А на сегодня все. Буду признателен, если вы поделитесь этой публикацией в социальных сетях. До завтра!
С уважением, автор блога Андрей Андреев